Проверка соответствия выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной документации. Контролировать состояние новых дорог необходимо по техническим нормам качества и фактической пригодности к эксплуатации с учетом влияния таких факторов, как гололед, снежный занос и т. д. Технология укладки асфальтобетонных смесей контролируется путем проведения работ по контролю, поэтому используют различное оборудование и другие системы. Например, температуру смеси можно определить с помощью термометров.

Содержание статьи:

  1. Введение
  2. Эффективность 
  3. Виды обследования
  4. Контроль качества слоев основания дорог
  5. Деформация и разрушения дорог и земляного полотна
  6. Ответственность за состояние автодорог
  7. Роль уплотнения грунта в обеспечении устойчивости земляного полотна и прочности дорожных одежд
  8. Обеспечение однородности несвязных конструктивных слоев дорожной одежды и земляного полотна
  9. Вывод 

Введение

Дорога является объектом, где транспортные средства двигаются. От качественного состояния автомобильных дорог зависит безопасность движения, удобство перевозимых пассажиров, эффективность работы автомобильного транспорта, срок службы дорожных конструкций. поэтому проблема качества существует и требует решения. При решении проблемы качества дорог особое внимание уделяется соответствию современным стандартам и требованиям безопасности.

Эффективность 

Цель системы качества дорожной деятельности заключается в обеспечении должного уровня услуг по безопасности проезда, скорости, комфорту для пользователей автодорог.

Система качества — это менеджмент для руководителей организаций относительно качества.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года имеются разъяснения о «дорожной деятельности». Дорожная деятельность- деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием дорог.

Виды обследования:

  • каждые 3-5 лет с момента предыдущего первичного обследования.
  • перед вводом в эксплуатацию, после строительства или капитального ремонта.

Входной контроль – контроль, в ходе которого проверяется маркировка, упаковка, количество и условия хранения в соответствии нормативно-техническим, договорным требованиям или строительному проекту.

Необходимо вести журнал входного контроля, чтобы знать о наличии сопроводительных документов -паспортов на оборудование и материалы, сертификатов качества и т.п.

Операционный контроль –процесс для выявлений скрытых нарушений проводится в ходе асфальтирования или восстановления участка дороги. по их окончанию в целях дальнейшего строительства с требованиями нормативной и проектной документации:

  • последовательность и состав технологических операций;
  • допустимые отклонения параметров;
  • соблюдение технологических режимов и измерение контролируемых показателей;
  • правильность эксплуатации необходимого оборудования и работы измерительных приборов.

Операционный контроль выполняют согласно производственно-технической документации: технологических карт, инструкций, регламентов и схем, чтобы получить результаты, которые заносят в общий журнал и специальные журналы.

Приемочный контроль – приемка заказчика завершенных видов или производства отдельных процессов. Приемку выполняют специализированные службы подрядчика для подтверждения статуса: соответствует/не соответствует с четкой идентификацией всех стадий и нанесением обозначений или записывая в документы.

Контроль качества слоев основания дорог

Дополнительные слои основания следует контролировать по применению материалов согласно проекту и нормативно-техническим стандартам:

  • правильное размещение оси;
  • значения плотности, влажности земли;
  • ровность в продольном направлении;
  • размер между осью и бровкой, уровень поперечного уклона

При создании дренирующего слоя на входном контроле согласно требованиям проекта в лабораторных условиях строительной организации необходимо осуществлять проверку:

  • гранулометрического состава песка;
  • наличие пылеватых частиц;
  • коэффициента фильтрации;
  • влажности;
  • плотности.

Ходовая лаборатория представляет собой автомобиль с цистерной, оборудованный пятым динамометрическим колесом, установленным под углом к направлению движения 

Операционный контроль включает проверку:

  • равномерного распределения и толщины отсыпаемого слоя;
  • коэффициента уплотнения, влажности песка, число проходов уплотняющих машин;
  • толщины и ровности поверхности готового слоя;
  • значения поперечного профиля (уровень поперечных уклонов).

Чтобы проверить качество материалов проводят внешний осмотр визуально, а также отбор проб для испытания образцов асфальтобетона и щебня по действующим нормам. Вырубки (керны) отбирают в слоях из горячих асфальтобетонов не ранее чем через сутки после их уплотнения, а из холодного — через 15-30 суток на расстоянии не менее 1 м от края покрытия.  Методом проверки слоев оснований дорог из необработанных вяжущими материалами определяют деформативность и однородность поверхности с помощью динамического и статического нагружения через штамп. Для статистических данных нужно знать значения влажности и гранулометрического состава, а также параметры, влияющие на деформативность слоев дороги.

Деформация и разрушения дорог и земляного полотна

Во время проектирования автодорог размер каждого зависит от материала, нагрузки и погодных условий. Поскольку рассчитывается среднее значение, то возможна потеря прочности, деформации и разрушения дорожного полотна из-за низкого качества материалов и дорожных работ, недостаточного или неправильного учета гидрогеологических условий. Чтобы обеспечить устойчивость дорожного покрытия необходимо своевременно выполнять ремонт разрушенных участков. Своевременно не ликвидированные остаточные деформации приводят к значительным разрушениям в связи с движением транспорта, а также из-за влияния природно-климатических факторов.

Основные виды деформаций и разрушений дорог появляются в результате:

  • оттаивания земляного грунта в весенний период на участках с неблагоприятными водоотводом и защитой от температурных перепадов из-за ошибок в оценке движения и нагрузок, некачественных материалов, неоднородности полотна, переувлажнения земли;
  • потерь прочности дорог из-за воздействия транспорта, природно-климатических факторов, температурных деформаций, ошибок при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог;
  • возникновения впадин из-за просадки грунта или слоев дорожного полотна на мостах, в местах прокладки водопропускных труб и трубопроводов;
  • просадки в виде сквозных трещин в цементобетонных покрытиях, земляном полотне из-за несвоевременного ремонта дорог;
  • разрушений дорог, проломов, длинных прорезей в полосах наката колес из-за прохода тяжелого транспорта и снижения несущей способности основания дорог.

Это закреплено законодательно в ГОСТ 30413-96 «метод определения коэффициента сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием». 

Ответственность за состояние автодорог

Согласно п. 5 ч. 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года обеспечение контроля за качеством дорожной одежды, функционированию парковок находится в ведении местного значения.

Значит за состоянием автомобильных дорог следят обслуживающие организации, которые устраняют проблемы на дорожном покрытии. За нарушения по условиям договора ответственность ложится на обслуживающую организацию.

Содержание дорог представляет собой мероприятия, поддерживающие надлежащее состояние, обеспечивающие безопасность дорожного движения с действующими техническими регламентами. По № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года порядок выполнения мероприятий обязаны контролировать лица, занимающиеся содержанием дорог.

С учетом п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», на должностные лица, отвечающие за состояние парковок и т.д. возложена обязанность по контролю правил безопасности движения.

Организации, с которыми был заключен договор выступают в качестве собственников автодорог, поэтому они контролируют соответствие стандартам и несут ответственность при нарушении качества автомобильных дорог.

Министерством транспорта России утвержден Приказ от 07.08.2020 N 288 о составе и периодичности работ по определению ответственными лицами транспортно-эксплуатационных свойств.

Таким образом, организовать систему за комплектующими, которые применяют для строительства автодорог, а также за проводимыми строительными работами– важный этап в создании качественной дорожной сети.

Роль уплотнения грунта в обеспечении устойчивости земляного полотна и прочности дорожных одежд

Уплотнение грунта в конструкции земляного полотна является одной из наиболее ответственных технологических операций. Качество уплотнения грунта в насыпи или в рабочем слое выемок определяет устойчивость земляного полотна, что в конечном итоге обеспечивает надежность, прочность и долговечность дорожной одежды.

Причинами нарушения устойчивости земляного полотна могут быть недостаточная плотность грунта, приданная ему при строительстве или полученная в ходе эксплуатации вследствие отрицательного воздействия факторов водно-теплового режима земляного полотна и нагрузки от транспортных средств.

К числу основных технологических мер, обеспечивающих устойчивость земляного полотна, относят: послойное и равномерное уплотнение грунта уплотняющими машинами и механизмами, реализацию мероприятий по регулированию водно-теплового и технологических режимов земляного полотна автомобильной дороги.

Качественное уплотнение грунтов земляного полотна позволяет увеличить их прочность и тем самым уменьшить толщину дорожной одежды. При этом обеспечивается работа конструкции в упругой стадии независимо от сезона года и географических условий района проложения автомобильной дороги, а также снижается ее стоимость.

Обеспечение однородности несвязных конструктивных слоев дорожной одежды и земляного полотна

Одной из основных проблем дорожных конструкций, из-за которой существенно уменьшаются межремонтные сроки, – это продольные неровности образующиеся в процессе эксплуатации. Главным фактором продольных неровностей является неоднородность параметров жесткости и деформационной устойчивости всей дорожной конструкции, в каждом поперечном сечении и продольном плане. Параметры жесткости конструкции могут значительно отличаться, что приводит к образованию неровностей, которые увеличивают (до 20 раз, в зависимости от их значений) величину динамического воздействия транспортных средств на дорожную конструкцию. Все это ведет к усталостным разрушениям во всех элементах дорожных конструкций.

Деформативность основания – это комплекс параметров, применяемых для характеристики прочности на поверхности основания по критерию упругого прогиба и косвенной оценки качества уплотнения слоя основания, а также нижележащих слоёв (модули деформации и их отношение, величины деформаций) в различных условиях нагружения.

Параметры деформативности оснований вычисляются автоматически при использовании оборудования для статического и динамического нагружения.

Вывод

Итак, контроль качества работ на всех стадиях строительства требует особого внимания и строгого соблюдения требованиям нормативных документов и проекта. От качества работ многое зависит, например, безопасность и комфорт движения, срок службы автомобильной дороги, затраты на строительство и ремонт и т.д.

Нужно идти по пути обязательного улучшения свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания, поддерживая их стабильные свойства в течение всего периода эксплуатации дороги. С экономической точки зрения затраты на улучшение свойств грунтов могут дать эффект в снижении толщины дорожных одежд. Более того, дополнительные затраты окупятся снижением эксплуатационных расходов на капитальный ремонт дорожной одежды, а также замену грунтов земляного полотна в процессе эксплуатации на проблемных участках автомобильных дорог.