Холодный ресайклинг — технология реконструкции дорог
Из-за износа покрытия автомобильных дорог появляется необходимость демонтажа старого дорожного полотна. Для ресайклинга повторно использовали компоненты старого асфальта, который увозили на асфальтобетонный завод, где из отходов делали новую смесь и отправляли обратно. Для восстановления верхнего слоя дорог традиционными методами необходимо привезти, уложить и выровнять новую асфальтобетонную смесь. В процессе ремонтных работ важную роль играет время, особенно при высокой загруженности дорог.
Содержание статьи:
- Виды ресайклинга
- Основные причины разрушения дорог
- Принцип работы ресайклера
- Ряд преимуществ холодного ресайклинга
- Последовательность проведения рециклинга
- Основные недостатки
Виды ресайклинга
Асфальтобетонная смесь в зависимости применяемой техники может перерабатываться как на заводе, так и на строительной площадке. Ресайклингом называют вариант, когда материал не покидает строительство дороги. Ресайклинг имеет два вида: термический и холодный. При горячей переработке поверхность обрабатываемого участка нагревается до 150 градусов. Мягкий асфальт пропитывают смесью минеральных веществ и повторно укладывают на дорожное полотно. После этого уплотняют катком. Таким методом исправляют колейность и ремонтируют верхний дорожный слой (до 50 мм).
Современным методом изготовления новых конструктивных слоев является холодный ресайклинг, который позволяет старые основания поврежденных слоев покрытия смешивать с инертными материалами.
Разделение ресайклинга на мелкий, когда обновляется пласт до 10 см и глубокий, когда перерабатывается слой толщиной до 60 см предполагает использование стабилизирующих добавок, различных по составу и количеству. Поэтому меняется используемая специальная техника. Обычно, в первом случае за регенератором едет битумовоз, затем следует цистерна с водой, во втором – агрегаты, предназначенные для приготовления водоцементной смеси на основе битумной эмульсии.
Алгоритм технологии холодной регенерации применяемый для капитального ремонта дороги:
- определение стоимости и срока службы будущего дорожного полотна;
- разбивка дорожного полотна на участки;
- анализ проб вяжущего материала;
- лабораторный отбор необходимых компонентов;
- подготовка к ресайклингу;
- контроль за качеством проведения работ;
- укладка последующих слоев дорожной одежды.
Причины разрушения дорог
Факторы природы: температурные перепады, воздействие влаги, попадание солнечных лучей, движение транспорта.
«Человеческий» фактор: производственный брак, движение транспортных средств выше запланированной интенсивности, превышение нагрузки на дорожное полотно, поверхностный ремонт дороги.
Принцип работы ресайклера
За последние годы в результате модернизации машин для рыхления грунта удалось получить устройство для ресайклинга. Ресайклеры — это крупные машины с фрезерно-смесительным барабаном, который измельчает большое количества дорожного материала. Фрезерно-смесительный барабан — главное звено холодного ресайклинга, которое обеспечивает высокое качество нового полотна, увеличивая срок службы дороги. Техника для ресайклинга может использоваться даже по ночам, сокращая сроки ремонта и ускоряя процесс ввода дорожного полотна в эксплуатацию. Главное, постоянный контроль общего состояния техники.
Из автоцистерны по гибкому шлангу в рабочую камеру ресайклера с помощью насоса, управляемого микропроцессорной системой, подается необходимое количество воды. получается оптимальной для уплотнения. После приготовления жидкие цементно-водные или битумные стабилизаторы как отдельно, так и совместно вводятся в камеру тем же путем. Вспененный битум может быть добавлен в рабочую камеру по распределительной системе. Порошковые стабилизаторы наносятся на существующее покрытие перед началом процесса ресайклинга. Ресайклер за один проход фрезерования смешивает измельченный материал с водой. Слои асфальтобетона дополнительно укладывают сверху ресайклированного слоя.
Ряд преимуществ холодного ресайклинга
Технология ресайклинга за счет переработки старого асфальтового покрытия является самым эффективным методом не только в России, но и во всем мире.
Применение ресайклеров позволяет снизить расход топлива из-за отсутствия перевозки измельчённого асфальтабетона на завод и доставке готовой смеси.
Метод помогает существенно сохранять экологию окружающей среды, поскольку отсутствует необходимость в площадках для отвалов, снижается ресурс потребления новых привозных материалов и уменьшается количество отходов.
Низкое разрушительное воздействие на дорогу от нагрузок транспортных средств.
Высокое качество фракции ресайклированного слоя из-за соединения стабилизаторов с водой.
Электронный процесс управления подачи жидкости насосами.
Используются слои разнородных материалов с большой толщиной. Благодаря чему не требуются жидкие вяжущие слои, которые необходимы между тонкими слоями дорожной одежды.
Уменьшение времени проведения строительных работ, потому что для ресайклинга в основном применяют современные машины с высокой производительностью.
Последовательность проведения рециклинга
Основные операции:
- снятие старого асфальтобетонного покрытия на глубину 30 см и более в процессе холодного фрезерования;
- измельчение в барабане с одновременной обработкой битумной эмульсией асфальтобетонного материала;
- распределение по дорожной одежде обработанного гранулята ровным слоем;
- уплотнение брусом;
- заключительная обработка дорожной поверхности катками.
Заказчик, инженерно-технологическая служба проектировщика и подрядчика должны оценить состояние кернов и материалов в лабораториях и полевых условиях, возможность появления небольших трещин на поверхности дороги, чтобы правильно выбрать вариант при ремонте по технологии холодного ресайклинга.
Основные недостатки
- дорогое оборудование;
- подготовка технических работ;
- постоянный контроль за используемой техникой.
Таким образом, холодный ресайклинг позволяет ремонтировать дорожное полотно с использованием старого асфальтобетонного покрытия прямо на месте с минимальным набором техники и без дополнительных материалов, что снижает количество отходов.